3000 км по Марокко

Вид на порт в Касабланке

Как и все сумасбродные идеи, идея съездить в Марокко возникла неожиданно даже для меня самой. А началось все с невинной картинки в интернете, на которой были изображены козы, мирно пасущиеся на тонких с виду ветках раскидистого дерева. Желание увидеть это в живую возникло моментально. Дальнейшее изучение материалов о стране в просторах сети окончательно убедило: нужно ехать.

Итак, путешествие полностью планировалось самостоятельно, начиная покупкой билетов на самолет, заканчивая мыслью, что гостиницы заранее бронировать не обязательно.

Поездка намечалась на конец января — начало февраля, не без преимущества погреться на солнышке в зимний период. Все вырисовывалось красочно и позитивно, а потому не имея конкретного плана действий, а лишь билеты на самолет, гостиницу на первый день и приблизительный маршрут, мы двинулись в наше двухнедельное путешествие.

День 1. Москва — Касабланка.

Почему-то было желание увидеть этот город в обязательном порядке. То ли мысль, что фильм в плохом месте снимать не будут, то ли романтичные мотивы Джессики Джей дали о себе знать. В общем, завышенные ожидания были вдребезги разбиты уже по дороге из аэропорта в гостиницу. Сказать, что в те моменты мы хотели повернуть такси и поехать обратно в аэропорт, а оттуда прямиком домой — ничего не сказать. Трущобы. Мысль о том, что 2 недели придется провести именно в них, пугала до жути. Не так я себе представляла восточную экзотику!

Доехав до отеля, попытались расплатиться с таксистом по скинутой нами в аэропорту цене. Просил он 300 дирхам, мы сказали 100, на что он, в принципе, согласился, и мы поехали. Отдав 100 дирхам по приезду, мы в первый раз увидели тот самый удивленный деньгам взгляд, показывающий, что этого далеко не достаточно. О, как часто мы его впоследствии встречали! В итоге, он все равно с нас стребовал изначальную сумму. Ругаться в первый же день в чужой стране не хотелось совершенно, а потому, проворчав, вручили ему остаток и пошли осматривать свои «хоромы».

На этом шок первого дня даже не думал заканчиваться. Получив ключи от своей комнаты я обнаружила, что окно прямиком выходит на соседнюю стену так, что, в принципе, смысла от этого окна не было вообще никакого. Нет, это даже не вид на медину, это просто вид на соседнюю стену, которая находится в 20 сантиметрах от окна. Благо, комнату поменяли на противоположную, с видом на порт. Пожалуй, это было единственное, что обрадовало в тот день.

Вид на порт в Касабланке

Я допускаю, что у каждого города есть свой период в году, когда его лучше не посещать, и что возможно мы именно на него и нарвались. Но Касабланка предстала перед нами грязным портовым городом. В котором, кстати говоря, мы чувствовали себя белыми воронами. Хотя иногда попадающиеся на пути европейские туристы хоть как-то успокаивали, что мы не одни такие.

Мечеть Хасана II

Атлантика

День 2. Касабланка — Фес.

Вообще, по плану сначала планировалось посетить город Шефшауен, но, т.к. автобус до него уходил только вечером, решено было утром ехать сразу в Фес. И это было, пожалуй, самое правильное решение, которое мы приняли за всю поездку. Ведь на второй день нашего пребывания в этой экзотической стране удача наконец-то нам улыбнулась: на станции Рабат к нам в купе подсели двое мужчин, которые впоследствии сыграли немалую роль в нашем путешествии. В принципе, не удивительно, что они нами первые заинтересовались, ведь ехали мы с чемоданами и время от времени снимали на камеру пейзажи. Но было очень приятно, что с нами приветливо заговорили на английском (надо заметить, что марокканцы разговаривают на французском, и английский знают очень немногие). Разговорившись, мы узнали, что это отец и сын, возвращавшиеся из столицы домой, где кстати Амин (сын) преподает в университете. Мы, в свою очередь, рассказали, что направляемся в Фес и на самом деле еще не знаем, что мы там будем делать, на что Амин предложил свою помощь. В течение 15 минут у нас уже была забронированы гостиница, трансфер и гид по медине, а так же забит вечер.

Такси довезло прямо до двери нашего риада, про который стоит рассказать отдельно. Риад — это своего рода дворец, спрятанный в запутанном лабиринте невзрачных домов. Риад поразил своей гостеприимством и экзотической красотой (и это с учетом того, что номер стоил столько же, сколько и в обычно гостинице).

Внутренний дворик в риаде.

В намеченное время за нами зашел гид (вот уже не помню, как его зовут) и повел туда, где мы сами бы потерялись уже минут через 10. Медина — это старая часть города, с узкими коридорами, тупиками и тысячами осликов, в кварталах которой идет производство, а на улочках проходит торговля, одним словом, течет настоящая восточная жизнь. Чего там только нет:

Такси по медине

Фрукты (и да, это конец января)

Носилки для молодоженов

Украшения

Серебряная домашняя утварь

Медресе

Станок, для изготовления платков, говорят, в этом месте снимался сериал "Клон".

В Марокко до сих пор традиционно обрабатывают кожу вручную. Сначала кожу вымачивают несколько недель в белом растворе из голубиного помета, затем столько же в натуральных красителях, а потом сушат. Запах на заводе стоит настолько едкий, что на входе дают веточку мелиссы, чтобы хоть как-то сбить запах.

Завод кожаных изделий

Ну а на выходе сразу же можно приобрести кожаные изделия: куртки, сумки и даже тапочки. Соблазн примерить что-нибудь был слишком велик: "В конце концов, можно же не покупать", — думала я, но как я была наивна! И вот я уже ухожу из магазина с модной кожаной курткой. В свою защиту хотелось бы заметить, что начальная цена на мою куртку была 350 евро, а взяла я ее в итоге за 150.

Национальные тапочки

Почти тоже самое произошло с нами в ковровом доме: мой спутник еще утром даже не подозревал, что увезет себе домой в качестве сувенира настоящий восточный ковер ручной работы, но это произошло, тоже надо заметить, с выторгованной ценой в 3 раза.

Будучи начитанной о пользе арганового масла, как в косметической сфере, так и в медицинской, тут мне снесло крышу, тут я почему-то подумала, что если это медина и находится она далеко от курортов, то тут цены в любом случае ниже. О, как я потом кусала локти в том же Агадире! Никогда не давайте понять марокканцам, что вы заинтересованы их товаром!

Косметические средства

Во время экскурсии гид останавливался в некоторых местах и предлагал нам отведать местную пищу, в медине, что-то нравилось, что-то не очень.

Например, суп из улиток я так и не поняла, хотя местные дети уплетали за обе щеки:

В итоге, мы ходили по медине до темна (часа 4), после чего нас опять отвезли в риад, куда к нам планировал заехать Амин. Зачем заехать, почему это ему надо, заедет ли вообще — эти вопросы терзали до намеченного часа.

В 8 мы спустились во внутренний дворик, где нас действительно ждали, но не Амин, а его отец, сказав, что отвезет нас в бар, а Амин подъедет туда же. Удивленные всем этим радушием мы поехали на встречу. В баре Амин предложил дальнейшее развитие нашей поездки, ранее утром мы ему рассказали, куда приблизительно собираемся еще съездить. В итоге тем вечером мы распланировали поездку в Шефшауен на машине с водителем, а так же поездку в пустыню на несколько дней, а затем в Марракеш. А по стоимости это не были большие деньги, потому мы не могли нарадоваться своей удаче.

Если весь план по дальнейшему маршруту мы бы еще и могли найти сами в местных агентствах, то дальнейшую часть вечера сами мы вряд ли бы увидели. Потому что дальше мы поехали гулять еще в один ресторан с Амином и его знакомой девушкой, которая кстати работала моделью в Париже. Вечерок выдался необычный, не то слово. Все-таки непередаваемое ощущение сидеть в чужой стране с только что знакомыми людьми, общаться просто как друзья, понимать, что им от тебя ничего не надо, кроме общения, и рассматривать местную ночную жизнь. Все-таки не перевелись в Марокко бескорыстные люди.

День 3. Фес-Шефшауен-Фес.

Вид с террасы риада

Рано утром после завтрака, за нами должен был заехать водитель и отвезти в Шефшауен. Уезжая, я думала, что даже старая часть Феса уже не кажется такой ужасающей, как показалось бы в Касабланке, что-то в ней все-таки есть, что-то настоящее. Страшное лишь снаружи, и хранящее все свое богатство внутри.

Дорога предстояла неблизкая, горная, часа 4 в одну сторону, но качество дорог не могло не радовать.

По дороге попадались озера, цветущие сады, и вообще было ощущение, что на дворе весна.

Спустя 3-4 часа наша цель была уже на горизонте.

город Шефшауен

Город Шефшауен — город в северной части Марокко, стены домов и такси которого выкрашены во все оттенки небесного цвета: это и синий, и голубой, и васильковый. Именно туда я так стремилась попасть, и в этот раз все мои ожидания оправдались, город действительно оказался очень милым.

По приезду в Фес нас уже ждали чемоданы, чтобы уже в ночь двинуться дальше по нашему маршруту в пустыню. Переезд должен был быть неблизким: около 500 км по Атласским горам.

День 4. Фес — Мерзуга — пустыня Сахара.

Засветло мы приехали в Мерзугу — город стоящий на краю Сахары — откуда нас по договоренности увезли в отель в пустыне. Проспавшись после ночного переезда, мы вышли на разведку за пределы отеля, узнать, куда же это нас привезли.

Отель в пустыне

Барханы пустыни Сахара

Отель стоял на краю высокого бархана, виды на который были действительно впечатляющие! Песок менял все оттенки золотого в зависимости от угла падения солнца — захватывающее зрелище! Сделав немало хороших кадров, припеченные солнцем мы вернулись в отель, где вечером нас ждала поездка с ночевкой на верблюдах в пустыню.

Закат в пустыне

Если температура днем стремилась к 30 градусам, то ночью — к 0. Но перспектива померзнуть никого не испугала, и безоблачное звездное небо оправдало наши ожидания. За ночь можно было изучить расположение планет и увидеть несколько падающих звезд.

День 5. Пустыня Сахара.

Рассвет оказался не менее впечатляющий, чем закат.

Граница с Алжиром на фоне восхода солнца

Добравшись до отеля, мы осознали, что уезжаем только на следующий день, а все что хотели сделать, мы уже сделали. После чего мы пошли доставать персонал на тему, устраивают ли они джип-сафари, на что нам предложили провести экскурсию по черной пустыне на джипе. Вариантов провести этот день в дали от цивилизации особо больше не было, и мы согласились. И не зря: нам показали как добывают полезные ископаемые в пустыне, как живут берберы посреди черной пустыни, разрушенное древнее поселение и оазис.

Черная пустыня

Разрушенное поселение

Оазис

Вечером нам предложили пойти в Мерзугу на выступление местных музыкантов. Идея была вполне неплохая, послушать было вполне интересно в первый раз, но вот покупать диск с аудиозаписями в качестве пожертвования было уже лишним!

Хотелось бы заметить, что весь этот день с нами ездил, ходил и рассказывал один из сохозяев отеля Дрис -интересный паренек, самостоятельно выучивший около 6 языков, в том числе японский (!), Вечером того дня, зная, что на следующий день мы должны ехать на автобусе в Марракеш, он предложил за доплату поехать с ними на джипе, аргументировав это тем, что по серпантинам высокого Атласа тяжело переезжать на автобусе. Немного поторговавшись, мы сошлись на том, что мы оплачиваем им бензин.

День 6. Пустыня Сахара — Урзарзат — Марракеш.

Каждый раз, когда я читала в путеводителях по разным странам инструкции на то, что нужно делать, если вас пригласит кто-то домой, я невольно удивлялась, зачем они такое вообще пишут, если простых туристов никогда никто из местных жителей домой не позовет. Но в этот день все было иначе.

Утром мы двинулись в дорогу, по пути мы должны были заехать в Урзарзат завести сестру Дриса домой. Где-то к полудню мы доехали до этой промежуточной цели и, сами того не ожидая, мы оказались за столом у этих гостеприимных людей.

Говорить о том, какие неоднозначные чувства мы испытывали в тот момент, думаю. не стоит. Угощали они всех, кто приехал, национальным блюдом кус-кус. Если до этого мы уже из местной кухни пробовали таджин и он нам вполне понравился, то кус-кус, как бы сказать помягче, не был воспринят желудком абсолютно. Но что делать если в гостях в восточной стране угощения ни в какое горло не лезут? Правильно, улыбаться и не показывать виду. Хотя именно этот вариант развития событий вряд ли описан хоть в каком-нибудь путеводителе.

Двигаясь в тот день с востока на запад, из пустыни в горы, мы разглядели не один пейзаж: это и часть пустыни, похожая на штат Аризона в США, и долина фиников, и снежные вершины высокого Атласа. Не даром голливудские режиссеры так любят Марокко для съемки своих фильмов.

Долина фиников

Киностудия, в которой снимали "Звездные войны"

Атлас

Дорога в Атласских горах

К вечеру мы наконец-то добрались до Марракеша. Заселились в современной гостинице рядом с площадью Джема-эль-Фна, как нам посоветовал Дрис, и вышли на вечерний променад по городу.

В этом все Марокко, вроде бы всему уже удивился и поражаться уже нечему, но нет, каждый новый город как новый мир. В Марракеше поразило обилие туристов в центре города вечером. Их не просто много, их очень много. Откуда они только берутся, если днем на улице практически никого нет?

День 7. Марракеш.

Утром Марракеш предстал перед нами абсолютно в другом виде, спокойный неторопливый современный восточный город. Тут тебе и апельсины аккуратно подстрижены и растут по всему городу, и кибер-парк (!) с бесплатным доступом к wi-fi и электронными терминалами в центре города, и ряд кафе с европейской кухней, и экскурсионные автобусы без крыши, и прекрасные сады. Именно здесь можно осознать значение слов, что Марокко как дерево, дышит европейским воздухом, но корни пускает в восточную землю.

Мечеть Кутубия

Табличка в кибер-парке

Сады Можарель

При всей своей европеизированности Марракеш все-таки восточный город, и про это ни в коем случае нельзя забывать. И речь идет не о присмотре за кошельком и своими вещами, а о типичных марокканских разводах. Потому что это невероятно, как они умудряются разводить на ровном месте, пожалуй, это талант.

Торговля вечером на площади Джема-эль-Фна

Площадь Джема-эль-Фна

День 8. Марракеш — Агадир.

Насмотревшись на восточную экзотику, на следующий день мы поехали на автобусе на главный курорт страны — Агадир. Чартерные рейсы недаром любят этот город: морской воздух, широкие пляжи, немного востока — все что нужно тем, кто хочет погреться на солнышке и совершенно не думает вникать в местную колоритную жизнь.

Набережная Агадира

День 9. Агадир.

Вид с касбы на город

Туристический верблюд

Козлик в качестве приманки для туристов

Бескрайние пляжи

День 10. Агадир — пляж Легзира.

В течение всей поездки мы внимательно рассматривали дороги, а главное стиль вождения в Марокко. В хаотичности дорожного движения пальмовую ветвь без сомнения взял Марракеш, в котором не то что за рулем, но даже пешеходом порой было страшно быть. Добравшись до Агадира, мы поняли, что на юге страны нет такой суматохи, и решили взять машину на прокат чтобы доехать до знаменитого марсианского пляжа Легзира.

Дорога предстояла не особо долгая: 170 км в одну сторону.

Атмосфера на пляже, как и виды, была неземная.

Изначально мы думали, что заночевать сможем только в ближайшем городке Сиди-Ифни, находящемся в 10 км от пляжа. На самом деле, небольшие, но очень дешевые гостиницы оказались на самом пляже, что позволило не торопиться покинуть пляж до темна.

День 11. Пляж Легзира — Агадир.

Изначально планировалось посетить еще Эс-Суэйру, но окончательно устав от постоянных переездов, мы поленились и провели последний день в том же Агадире.

Зоопарк

Ночной Агадир

День 12. Агадир — Касабланка.

Обычный переезд из Агадира в Касабланку занимает около 8 часов и включает пересадку с автобуса на поезд в Марракеше.

День 13-14. Касабланка — Москва.

В аэропорту мы столкнулись с наверно единственным минусом самостоятельных поездок: наш самолет перенесли на полутора суток, и нам пришлось застрять в нашей любимой Касабланке еще на день. Как вывод, внимательно следите за своими рейсами!

В конце хотелось бы сказать, что Марокко — самобытная страна с непростым характером и незабываемыми пейзажами! Вряд ли кого-то эта восточная экзотика сможет оставить равнодушным.

P.S.: не все, что планировали увидеть, мы смогли увидеть, а потому будет, что делать, если приедем еще раз.